Человеческая цивилизация обладает множеством сокровищ. Одно из них — музыка. Несмотря на то, что многие животные используют гармонично выстроенные звуки-сигналы, которые могут быть довольно сложными, по-настоящему музыкой их назвать нельзя. Следовательно, музыка — это чисто человеческое изобретение.
Она играет важную роль в нашей повседневной жизни — воодушевляет нас, успокаивает, будоражит, создает романтическую обстановку. Мы начинаем жить с ней рядом еще до нашего рождения, и часто именно музыка сопровождает нас в последний путь. Однако она действует не только на наши эстетические чувства. Все гораздо глубже.
Не вся музыка одинаково полезна
Музыкальные стили и направления очень разнообразны. Одни виды действуют на нас более благотворно, другие менее. Априори самой лучшей в этом смысле считается классика. Но ведь и классика классике рознь — разные авторы, разные произведения. Есть быстрые, есть медленные, есть веселые, а есть те, от которых хочется грустить.
Все они на нас действуют по-разному. Самое удивительное влияние на организм человека, согласно исследованиям, оказывает музыка Моцарта. Тут нет никакой особенной тайны, просто большинство его произведений написано в ритме 60 ударов в минуту.
Он очень близок нашему телу — таков наш нормальный пульс. Этот ритм благотворно влияет не только на человека, но и на животных. Крысы под музыку Моцарта быстрее находят выход в лабиринте, а под музыку Филипа Гласса наоборот, проводят в поисках больше времени.
Мозг музыканта
Мозг музыканта организован сложнее — в височных областях у него более развита кора, левое полушарие более активно, а оба полушария имеют больше связей между собой. Внешне это проявляется тем, что координация рук музыканта развита лучше и он гораздо более чувствителен к гармонии и ритму.
Музыкальный навык можно привить, то есть натренировать мозг определенным образом. Безусловно, должны быть хоть какие-то задатки. Потому что образование тоже имеет свои границы, и Чайковский выйдет далеко не из каждого желающего. Тем не менее, определенного прогресса все-таки можно будет ожидать.
В любом случае музыкальное образование дает возможность быть более чутким к музыкальным произведениям. Другими словами, тренировка дает возможность лучшего восприятия произведений. Там, где человеку неискушенному будет слышаться какофония, музыкант «разглядит» музыку.
Поэтому неискушенные люди предпочитают достаточно простые произведения Моцарта, Бетховена, Вивальди. А вот Гершвин будет понятен не всем. Тут нужен музыкально натренированный мозг.
Достаточно показательна в этом плане история из не столь далекого прошлого. Когда первые миссионеры прибыли на Африканский континент, они посчитали, что у местного населения вообще отсутствует чувство ритма. Они, бедняги, даже по барабану с точки зрения миссионеров не могли стучать правильно. Однако оказалось, что ритм-то был, только слишком «продвинутый» для тогдашней Европы и нетренированный мозг белых «пришельцев» не смог его распознать.
Дети и музыка
Известно, что ребенок начинает слышать музыку, а точнее ритм, еще за 3 месяца до рождения. Малыш может становиться более активным от музыки с резкими звуками и успокаиваться от гармоничных мелодий.
Новорожденные способны так же отвечать на ритм музыки, что фиксировалось изменениями на ЭЭГ. Недоношенные дети быстрее набирали вес, если в их присутствии проигрывались записи всё того же Моцарта.
Уже с 5 месяцев малыш может совершать отдельные движения в определенном ритме. А дальше — больше. Причем музыка оказывает на развитие детей положительное влияние. Чем больше ребенок способен синхронизировать свои движения под музыку, тем чаще он улыбается.
Если ребенок с раннего возраста находился в музыкальной атмосфере, то к 4 годам у него наблюдается более тесные связи между полушариями, что отражается в уплотнении передней части мозолистого тела. У тех, кто продолжал заниматься музицированием, эта особенность строения мозга сохранялась и в дальнейшем.
Дети-дошкольники, которые 2 года занимались музыкой, лучше выполняли пространственные тесты по сравнению со сверстниками. Кроме того, «музыкальные» дети были менее возбудимыми и лучше читали.
Поэтому музыкальное сопровождение развития ребенка очень и очень рекомендуется. Без фанатизма, само собой. Если ребенок не хочет, а родители собираются развивать его насильно, эффект от занятий получится прямо противоположный. Музыку можно включать негромким фоном в то время, когда ребенок чем-то занимается или играет.
Музыка и обучение
Оказалось, что Моцарт (и снова он, да) очень хорош для обучения. Если музыка играет в виде фона во время занятий, это обстоятельство не только помогает лучше запоминать, но и дольше сохранять в памяти приобретенные знания. Проводились многочисленные эксперименты, которые подтверждали этот факт.
На основании этой способности Георгий Лозанов разработал собственное направление в обучении иностранному языку. Своеобразное музыкальное сопровождение на занятиях позволяло запоминать громадные объемы информации и выучить язык с за 30 дней с 85-100% эффективностью.
С 1969 года и до начала 90-х в Московском Государственном Педагогическом институте при кафедре иностранных языков естественных факультетов существовали курсы ЮНЕСКО, где по методике Георгия Лозанова обучались учителя средней и высшей школы из городов СССР.
Учителя-предметники за девять месяцев изучали иностранный язык и свой предмет на языке. После сдачи экзаменов они направлялись по линии ЮНЕСКО на работу в одну из стран Африканского континента. В национальных лицеях и колледжах эти специалисты с успехом преподавали и делились своими методиками с местными учителями.
Более того, было определено, что люди «под Моцарта» гораздо лучше выполняли тесты на интеллект. Поэтому для студентов произведения Моцарта могут быть возможным подспорьем в освоении материала.
Музыка и сердце
Под воздействием музыки происходит гармонизация работы сердечно-сосудистой системы. При мелодичной спокойной мелодии давление, пульс и частота дыхания приходят в норму, уменьшается нагрузка на сердце, снижается уровень ишемии, улучшается кровоток по мозговым артериям.
Так как музыка гармонизирует так же работу и нервной системы, это благотворно воздействует на самочувствие больных с гипертонической болезнью и ИБС. Эту особенность можно использовать в качестве профилактических, реабилитационных и даже лечебных мер при заболевании сердца и сосудов, поэтому слушайте классическую музыку чаще. Впрочем, подойдет и любая мелодичная, главное, чтобы она вам нравилась.
Музыка и деменция
Музыка, конечно, от деменции не вылечивает, однако оказывает на познавательные способности достаточно хорошее влияние. Было отмечено, что больные с болезнью Альцгеймера лучше удерживают повседневные навыки-задания, если они звучат под музыку.
Существуют даже рекомендации по предотвращению ранних форм когнитивных нарушений — учиться играть на музыкальном инструменте, постоянно осваивать новые музыкальные произведения и пытаться писать музыку. Пусть она не будет шлягером, или великим произведением, но это прекрасная тренировка для мозга. В нем будут создаваться дополнительные связи , которые поспособствуют в дальнейшем вашей более активной старости.
А для души?
И для души музыка хороша. ЭЭГ музицирующих совместно людей может синхронизироваться, от чего они чувствуют единение друг с другом. Это очень важный момент в любой группе и сообществе. Даже совместное пение создает некое чувство общности и располагает людей друг к другу.
Женщины охотнее соглашаются на свидание, если фоном звучит мелодичная композиция романтического свойства. Любая мелодия, которая нравится человеку, способна вызывать высвобождение эндорфинов в мозгу. Это значит, что при прослушивании любимых композиций обязательно возникнет ощущение расслабленности и удовольствия.
Столько приятных свойств у музыки! Остается только использовать ее с пользой для себя.
Ссылки по теме:
Музыкальная терапия помогает при реабилитации после инсульта - 06.07.2010
Фото с сайта uea.ac.uk
|