логин/парольopenidlivejournal
Журнал ABC — Ваш гид здоровья, красоты и бодрости
abc-gid.ru
 
На главную
Всё о здоровье   Всё о болезнях   Всё о лекарствах
 
       

реклама на сайте abc-gid.ru
Новости   Статьи   Видео   Инфографика   Архив журнала    
             
 








Наши партнёры








реклама на сайте abc-gid.ru


This site complies with the information:



 

Статьи


Таблетки ни от чего

Рубрика «Комментарии», Автор: Трубачева Елена
Дата публикации: 18.10.2010, Дата изменения: 18.10.2010

Человек — достаточно забавное существо, одной из отличительных особенностей которого является надежда и вера — в чудо, в Деда Мороза, в волшебную таблетку, которую съел и сразу выздоровел. Или не заболел, потому что выпил ее для профилактики.

Одной из таких чудесных пилюль стали витамины. Да и как в них было не поверить, если еще в 1774 году цитрусовыми на флоте победили цингу. В середине XX века Лайнус Полинг, лауреат двух Нобелевских премий (по химии, и премия мира) сказал, что человечество живет в состоянии хронического гиповитаминоза, а потому всем и всегда нужно есть витамины. Можно даже в гипердозах. И начал активно продвигать эту идею.

Научный мир бросился искать и находить подтверждения постулату Полинга в так называемых наблюдательных исследованиях. Появилась мода на повальную витаминизацию и прием мультивитаминов. В одном из исследований, проведенном в США, выяснилось, что 52% взрослого населения принимают подобные препараты, и этот процент неуклонно растет.

Но в конце XX века начала развиваться доказательная медицина. И многие существовавшие и казавшиеся незыблемыми утверждения начали пересматриваться. Добрались и до витаминов. Стали проводиться большие исследования по строгим правилам. Их результаты обобщались в масштабных мета-анализах. Выводы оказались неутешительными — польза от приема витаминов в большинстве случаев сопоставима с плацебо, пустышкой.

Последний такой анализ был закончен совсем недавно, в исследованиях принимало участие более 70 тысяч человек. Оценивалось влияние профилактического приема витаминов группы В и фолиевой кислоты на риск возникновения рака и болезней сердечно-сосудистой системы. Выяснилось, что заболеваемость у обычных и «навитаминизированных» граждан не отличалась.

Возникает вопрос, а на чем же основывалась убежденность в силе витаминов раньше? Да и моряки с цингой, а точнее с ее отсутствием, никуда не делись. Давайте подумаем, а какое питание было в XVIII веке на кораблях? Вряд ли такое же, как на суше. Это питание вряд ли можно было бы назвать сбалансированным. Добавляем сюда тяжелейшую физическую работу. Ну а цитрусовые просто подровняли баланс там, где он действительно был перекошенным.

Теперь давайте посмотрим, кто в основном применяет мультивитамины? Люди, ведущие здоровый образ жизни, без лишнего веса, не курящие и регулярно занимающиеся спортом, да и финансовая сторона их жизни относительно стабильна. А вот люди с бедным и неполноценным рационом, которым, по сути, и нужны витамины для коррекции питания, их не принимают. И создается ложное впечатление, что здоровы именно те, кто употребляет волшебные разноцветные пилюли.

А потому хотелось бы закончить словами доктора Джеффри Тиса из Университета Калифорнии: «Мы должны продолжать подчеркивать важность сбалансированной диеты, регулярной физической активности и отказа от курения, как лучшего способа укрепления здоровья». Ибо в банке с витаминами здоровья не найдешь.

Витамины разбирала Елена Трубачева,
врач — клинический фармаколог

Ссылки по теме:

Фолиевая кислота не защищает сердце - 12.10.2010

Поливитамины не защищают от колоректального рака - 14.09.2010

Высокие дозы витаминов С и Е не спасают от преэклампсии - 09.04.2010

Длительное употребление мультивитаминов увеличивает риск развития рака молочной железы - 01.04.2010

Фолаты и мутанты - статья




Оцените материал


Код для вставки в блог/сайт


Таблетки ни от чего

Трубачева Елена

В подавляющем большинстве случаев лечебная и профилактическая эффективность витаминов равна нулю.


Читать полностью на сайте журнала АВС



Комментарии

Prov
18.10.2010, 17:46
Статья, честно скажу, порадовала. Цитата: "Оценивалось влияние профилактического приема витаминов группы В и фолиевой кислоты на риск возникновения рака и болезней сердечно-сосудистой системы". А не кажется ли вам, что битва то оказалась в слишком различных весовых категориях (кто бы сомневался, что витамины от рака не спасут). Цитата: "А вот люди с бедным и неполноценным рационом". Что есть полноценный рацион, это в общем-то понятно, но вот как определить исходя из дохода "поедателя" этого рациона является ли сей рацион полноценным. Скажем, будет ли полноценным рацион, включающий в себя, например, несколько пирожных, ростбиф, торт и креветки (стоимость сего относительно немалая). Специалист даст, безусловно, однозначный ответ, но как быть если у человека-потребителя нет медицинского образования? А коли так, то не слишком ли преждевременной оказалась статья, может все-таки не стоит задвигать идею Лайнуса Полинга в дальний угол (которую по настоящее время так никто и не опроверг, как, впрочем и не подтвердил)

elena_m
18.10.2010, 18:41
Вы можете ознакомиться с данными исследований здесь http://www.medpagetoday.com/Cardiology/Prevention/22679 Идеи профилактики рака и сердечно-сосудистых заболеваний были выдвинуты не мной в том числе и с подачи Полингом и оценивать это я не могу, но могу приводить данные в соответствии с принципами доказательной медицины либо доказывающие, либо опровергающие имеющиеся данные. А принципы рационального питания известны практически всем и вряд ли человек питающийся картошкой, водой и хлебом будет считать, что его рацион полноценный, так же как и фаст фуд не есть хорошо. Идеи Полинга были опровергнуты несколько лет назад и продолжают опровергаться.

starless
18.10.2010, 19:43
Тем не менее, в СМИ разъясняется профилактический эффект антиоксидантов в отношении рака. Причём, в некоторых случаях речь идёт и о синтезированных веществах. Довольно много информации о большой роли селена в плане профилактики и ССЗ, и онкологических. Вот, например, один из источников: http://www.medpagetoday.com/Cardiology/Prevention/22679. С предпоследним абзацем статьи "Таблетки ни от чего" не соглашусь категорически: витаминно-минеральные комплексы и БАДы принимают как раз не самые обеспеченные, стройные и спортивные люди.

ivanka
18.10.2010, 20:10
Насчет антиоксидантов и селена (кстати, если речь о витаминах, причем тут селен?): http://www.cochrane.org/search/site/selenium Насчет витамина С: http://www2.cochrane.org/reviews/en/ab000980.html

elena_m
18.10.2010, 20:44
Ну перепутал человек микроэлементы с витаминами :) А на счет того кто принимает, а кто нет - с целью доп.витаминизации и профилактики - это стройные и спортивные, а вот болячки лечить - это как раз те, кто БАДы и витамины путает с лекарствами, да и то благодаря мошенникам. В статье же речь шла именно о витаминизации с профилактическими целями. А разоблачения мошенников - это пока не ко мне :)

starless
18.10.2010, 20:58
Да не перепутал я минерал с витамином. Не секрет, что в настоящее время собственно поливитаминных препаратов мало. Гораздо больше витаминно-минеральных комплексов. Поэтому я и привёл, говоря о антиоксидантах, селен... И опять не соглашусь с категорией потенциальных потребителей ВМК и БАДов. Их преимущественно принимают не "стройные и спортивные".

ivanka
18.10.2010, 21:09
И на чем основывается Ваша уверенность? Цифры, факты, исследования, интуиция, "я так думаю"? Я посмотрела пару "витаминных" отчетов DSM Group, за 2007 и 2008 гг - как раз передо мной лежат. Получается примерно такое разделение: 62% потребителей ВМК имеют средний доход или выше среднего. Потребители с доходом на уровне прожиточного минимума или ниже - всего 7%. Про стройность-спортивность, правда, ни слова. Этого показателя в отчетах нет. Про БАДы не знаю, возможно, там действительно перекос в сторону пенсионеров - стараниями долбаных колл-центров и бессовестных MLM-щиков.

starless
18.10.2010, 21:09
Гораздо актуальнее было бы узнать мнение специалиста по витаминно-минеральным комплексам! Кто сейчас "Ревит", "Гендевит" и тому подобное принимает? Импортных поливитаминов я вообще в аптеках невижу. Агрессивная реклама убеждает "взбадриваться" именно ВМК.

starless
18.10.2010, 21:14
Уважаемая ivanka. Вы привели ссылки на результаты опосов жителей России?

ivanka
18.10.2010, 21:25
Это не опросы, это срезовые исследования в аптеках 20 наиболее крупных городов РФ. Насчет ВМК не знаю, но я хожу в аптеки и Ревита там сто лет не видела. Зато всяких Мультитабсов, Берокк и Центрумов - навалом.

elena_m
18.10.2010, 21:39
Я как-то очень слабо представляю себе человека с зарплатой 4 - 5 тыс рублей в месяц (а это зарплата бюджетника за МКАДом), покупающего витамины. Согласно пирамиды Маслоу у него совсем другие цели и задачи в жизни. И позвольте Вас все же вернуть к статье - там нет ни слова про ВМК, там только о витаминах - не передергивайте.

Prov
18.10.2010, 22:33
Витамины витаминам рознь. Разумеется, человек, получающий зарплату в 5000 руб не купит супер Мульти-Витамины Лайнуса Полинга стоимостью более 1000 рублей, однако никто ему не мешает покупать поливитамины типа ундевита, ревита и пр. А то, что, цитата: "принципы рационального питания известны практически всем" совсем не означает, что эти принципы всеми соблюдаются. Кроме того, где человек должен брать витамины в осенне-зимний период?

ivanka
18.10.2010, 23:11
А он обязан их брать из таблеток? Ну расскажите, что там с %% содержанием L и D-форм в том же ундевите. Я в курсе, я проводила вскрытие, пардон, контрольные исследования. А вы в курсе? С тем же успехом можно съесть таблетку глюкозы. Эффект будет абсолютно одинаковым. Где я беру витамины? На рынке. Капуста, морковка, перец болгарский, зелень (типа петрушки-кинзы и пр) - все это можно купить круглый год даже с моей скромной зарплаты. Сейчас они подешевле, ближе к весне подорожают. Но они делают таблетки по содержанию биологически активных веществ как ламборгини жигуля. Это также проверено коллегами из местного Роспотребнадзора (таблетки и продукты, а не машины - если что).

Prov
19.10.2010, 12:59
Какие страсти то разгораются, прямо бразильский сериал! Уважаемая ivanka, "что там с %% содержанием L и D-форм в том же ундевите", это вопрос, думается, отдельной статьи (тем более, что как раз содержание L- и D-форм (а лучше таки выражаться как R-, S-формы) оказывает подчас малозначительное влияние, куда важнее биофармацеытические аспекты), в своем комментарии я лишь хотел указать, что покупка поливитаминных комплексов вполне доступна малообеспеченному гражданину и не более того. Ну и, наконец, самое главное, я никого ни к чему не обязываю, все люди индивидуальны, каждый сам волен выбирать откуда он должен получать витамины, главное то, чтобы он их получал! А потому разговоры о том, что витаминные комплексы не нужны, равно как и петиции с плакатами "Даешь поголовную витаминизацию" неправомерны в одинаковой степени.

elena_m
19.10.2010, 13:51
Уважаемый Prov - прочтите хотя бы одну книгу по клинической фармакологии витаминов и тогда Вы поймете, что усвояемость витаминов из продуктов питания в разы выше, чем из банок с таблетками. А потому еще раз и специально для Вас «Мы должны продолжать подчеркивать важность сбалансированной диеты, регулярной физической активности и отказа от курения, как лучшего способа укрепления здоровья».

Prov
19.10.2010, 14:50
Уважаемая Elena_m, книг по клинической фармакологии и биофармации мне по роду своего занятия довелось прочесть немало. Однако получается, что вы мне про Фому, а я то вам про Ерему! Я не спорю с вашим лозунгом: "Мы должны продолжать подчеркивать важность сбалансированной диеты, регулярной физической активности и отказа от курения, как лучшего способа укрепления здоровья". Более того, лично я сам не принимаю поливитаминные препараты (ну кроме, разве что Элтона либо Леветона). Однако пока этот лозунг не начнет поддерживать все народонаселение России, заявлять, что поливитаминные препараты впору откладывать в дальний ящик, рано!

starless
19.10.2010, 19:25
"... польза от приема витаминов в большинстве случаев сопоставима с плацебо, пустышкой". Поясните, пожалуйста, речь идёт и о терапевтических дозировках витаминов? Если это так, то почему неврологи в комплексном лечении остеохондроза часто назначает инъекции и тиамина, и пиридксина? Неужели врачи настолько непрофессиональны?

elena_m
19.10.2010, 21:39
Во первых, потому что это входит в стандарты терапии, составленные людьми не знающими клиническую фармакологию и не интересующимися доказательной медициной. А стандарт надо выполнять. И во-вторых, повторяю в который раз - речь шла о профилактике - как Вы умудряетесь видеть то, чего не написано?

ivanka
20.10.2010, 08:48
Уважаемый Prov, население России с удовольствием жрет арбидол, лечит понос левомицетином, "профилактируется" йодированной солью и препаратами йода, нормализует холестерин даноновскими йогуртами. Поэтому производители НИКОГДА не откажутся от ВМК. И всегда будут подводить под них теоретическую базу в виде "прикормленных" исследований и заказных публикаций. Не мне вам, думаю, рассказывать, насколько это проще делать в РФ по сравнению, скажем, со Штатами. Достаточно взглянуть на черный список FDA и поразиться количеству российских имен и учреждений в нем. Ну а наша с вами задача - не только самим не жрать разрекламированное какашко, но и обычным людям объяснять - что да как. Не все поймут и примут, но если хотя бы часть разделит наши взгляды - будет очень хорошо. Одно то, что не только BMJ и Lancet с JAMA стали аргументированно наезжать на фарму, но и в Рунете стали давать площадки для разумных высказываний - уже большой плюс.

starless
20.10.2010, 12:23
Позиция автора статьи, лаконично представленная в своём последнем комментарии, понятна: разработчики стандартов лечения не знают клинической фармакологии и не интересуются доказательной медициной. Если это действительно соответствует истинному положению вещей, то российская медицина как минимум неэффективно лечит своих граждан. И эту проблему надо решать немедленно и на законодательном уровне.

Prov
20.10.2010, 13:29
starless, разработчики стандартов лечения как раз таки фармакологию знают (ну, по крайней мере, многие), а вот пока стандарт побывает в нескольких десятках кабинетов минздрава с целью согласования и утверждения, многое что может произойти.

Prov
20.10.2010, 13:43
Уважаемая ivanka, "наша с вами задача - не только самим не жрать разрекламированное какашко, но и обычным людям объяснять - что да как", вот тут я с вами полностью согласен. Однако, вернемся к нашим баранам, т.е. к витаминам. В последнее время нападки на ВМК появляются то тут, то там, и это в целом хорошо, прием ВМК должен все-таки осуществлятся в разумных пределах под разумным контролем, а не поголовно. Но давайте трезво оценим эти самые упомянутые нападки: глупо ожидать от витаминов какой-либо противораковой активности, витамины не способны остановить развитие сердечно-сосудистых заболеваний, они не смогут прогнать из организма вирус гриппа и т.д., это понятно даже людям и без медицинского образования, а потому не понятна цель исследований (или мы будем "доказывать, что сильный жрет слабых, доказывать, что сажа бела"). Или недавно в рунете видел статью, в которой говорилось, что витамины, якобы, продолжительность жизни укорачивают? Да что вы, наверное, и фармакодинамический механизм сего эффекта уже изучили! Опять же повторюсь, я не призываю к поголовной витаминизации всех от мала до велика, просто говорить об абсолютной бесполезности ВМК опрометчиво. "то, что не только BMJ и Lancet с JAMA стали аргументированно наезжать на фарму, но и в Рунете стали давать площадки для разумных высказываний - уже большой плюс." Тут вы абсолютно правы, положительные тенденции, как мне кажется, действительно есть.

 

к списку



Новости партнеров








 

Что беспокоит?



Болезни



Реклама



реклама на сайте abc-gid.ru



Комментарии


kassik, Комментарии И даже таблетку - и ту пополам... 23.01, 12:14

mark28, Репортажи Рижский музей фармации 07.12, 10:21

Kovalname, Репортажи Рижский музей фармации 08.11, 19:36

razrul, Репортажи Рижский музей фармации 02.11, 20:00

derigy, Комментарии Кофе, пожалуйста! 28.04, 16:57


GoldYa, Новости медицины Ученые воспроизвели технологию из «Аватара» 02.03, 09:02

все комментарии
 
  все статьи

 

Архив журнала





 

  ABC Ваш гид здоровья, красоты и бодрости.
abc-gid.ru | Пользовательское соглашение Все права защищены © 2009-2015 ООО "АВС".
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.