Что для женщин счастье? Быть красивой, желанной и вечно молодой. Чтобы как в рекламе сказать: «мне 50, а молодые мужчины с восхищением смотрят вслед, или нас с дочкой принимают за сестер».
А какое ж тут счастье, когда и там много, и здесь выпирает? И реклама будто издевается: а ты такая же подтянутая и фигуристая в свои 15-20-25-30, как эта успешная женщина в свои 50 лет?
Несчастная подходит к зеркалу и понимает, что ее фигура далека от «глянцевой». А значит, и от счастья она удалена значительно. С толстой попой в кабриолет не пускают, а вечернее маленькое платье на пузике будет смотреться, как минимум, не сексуально. При этом вопрос, что женщина считает «толстой попой» или «пузом» - понятие очень растяжимое. Тут играют роль не столько стандарты по росту-весу, сколько самовосприятие своего тела. Если женщина собой в принципе недовольна и у нее сниженная самооценка, она обязательно у себя найдет жир. Вот, где хотите, прощупает, хоть в околопочечном пространстве, и ее будет бесполезно убеждать, что там жир должен располагаться в норме.
ДВЕ КРАЙНОСТИ ОДНОГО ПОХУДАНИЯ
Здоровая самокритика, в общем-то, полезна. Не нравится что-то - садись на низкокалорийную диету и иди в спортзал. Тайна похудения проста до слез: тратить энергии больше, чем потреблять, и развивать мышцы, чтобы не выглядеть сдутым шариком. Но вот тут-то и подстерегают нас разные опасности.
Опасность первая: стремление снизить потребляемые калории практически до минимума: «Чем меньше я съем, тем быстрее похудею». Если диета в 1100 ккал считается критически маленькой и ее, по уму, можно практиковать только короткими курсами, то иные дамы доходят аж до 500 ккал, 200 ккал ежедневно и, действительно, становятся «доходягами». Причем их силе воли можно позавидовать. Как сказали: «Есть не буду!», так и не едят практически до гробовой доски. Это расстройство – анорексия - считается особенно опасным для жизни.
Опасность вторая: стремление как можно быстрее избавиться от съеденного.
Эти люди едят. Они могут есть постоянно или срываться до обжорства после некоторого непродолжительного времени воздержания. Причем «воздержание» может быть просто умозрительным. Вот вчера дала себе зарок не есть пирожных, а на следующий день на чаепитии у подруги съела чуть ли не половину торта. Что делать? Срочно два пальца в рот, чтобы всосаться не успело. А для усиления эффекта еще и слабительного (вдруг хитрые кусочки торта уже в кишечнике), и мочегонного (чтобы всосавшееся в кровь не попало в жировую ткань). А для того, что попало в жировую ткань, есть «чудесные» таблетки – сжигатели жира. Так ведут себя больные булимией.
Сейчас выделяют еще одно расстройство, которое связано только с тем, что лица с нормальной массой тела используют очистительные процедуры (рвота, мочегонное, слабительное, сжигатели жира), даже если едят нормальное и сниженное количество пищи.
Если аноректика сразу видно по худобе, то эти экспериментаторы над собой в поисках счастья не так заметны. Они умело скрываются не только от врачей, но и от своих родных, которые даже часто и не подозревают, что их дочь (супруга, сестра) таким экстравагантным образом поддерживает «нормальный» вес.
СЖИГАЕМ КАЛОРИИ ВМЕСТЕ СО ЗДОРОВЬЕМ
Конечно, булимия не так опасна, как анорексия (ясно что морить себя голодом – все равно что бронировать место на погосте). Но и здесь возникает масса соматических проблем:
- дегидратация (обезвоживание из-за чрезмерного выведения жидкости);
- анемия (сниженный гемоглобин);
- электролитный дисбаланс (чрезмерное выведение микроэлементов и минеральных веществ);
- сниженное артериальное давление;
- аритмия (нарушение ритма сердца из-за потери калия);
- снижение сократительной функции миокарда;
- поражение почек (длительное применение слабительных и мочегонных может необратимо повредить почки);
- нарушение функции кишечника;
- язвы желудка и пищевода
- слабость и утомляемость;
- кровоизлияния в конъюнктиву (при многократной рвоте).
Кстати, по этим признакам можно догадаться, что расстройство имеет место быть. Сами больные крайне стыдятся своего поведения и признаются в этом не слишком охотно.
Кроме всего этого парада-алле, у них обнаруживается ряд сопутствующих психических расстройств. Это тревожно-депрессивные состояния, состояния навязчивости, различные зависимости. Вкупе с соматическими проблемами они непомерно «украшают» жизнь человека, страдающего булимией.
ЛЕЧИТЬСЯ БУДЕМ?
Больные булимией гораздо охотнее идут на лечение, чем аноректики. Тут самое главное, чтобы булимик признался в том, что у него бывают периоды обжорства и затем «рвотные процедуры». А вот в этом ему признаться крайне сложно, он считает это действительно постыдным и отвратительным и рад бы избавиться, да не может. Ну, уж если признался, можно предлагать ему лечение, которое состоит в сочетании лекарственной и психотерапии.
Лекарства - это мечта булимика, так как они убирают его главную проблему-аппетит, с которым ему трудно справится. Психотерапия так же обязательна, потому что человеку надо уметь справляться со своими проблемами не только с помощью пищевых манипуляций. Если он этого не сможет делать, то возобновление расстройства при первом же стрессе практически гарантировано.
Лечиться от расстройства надо не менее года. Рецидивы составляют около 20%, но проверить это достаточно сложно. Некоторые пациенты берутся за старое, но врачу не говорят. Сорвавшись, больные уходят в глухую «несознанку», потому что им опять стыдно, и им кажется, что их возненавидят за слабость. |
Чем лечат булимию? Антидепрессанты являются основным и достаточно высокоэффективным средством.
Наиболее успешно в этом плане показали себя ингибиторы обратного захвата серотонина. Механизм их действия заключается, видимо, в том, что они убирают тревогу и сниженное настроение, а так же помогают легче контролировать свои импульсы. Ведь именно эти проявления, в основном, и запускают расстройство. В этой группе есть лидер (данные препараты являются рецептурными, а потому здесь и далее привести их торговые названия не можем – ред.). Это наиболее популярный и часто назначаемый препарат. Но эффект он дает только в больших дозах (но не чрезмерных), а большие дозы не все переносят хорошо в плане побочных эффектов. Я лично видела 2-х «похудальщиц» с хорошей такой клинической манией, которую они создали себе сами, сидя на препарате этой группы.
Трициклические антидепрессанты так же показали хороший эффект в отношении всех симптомов булимии, но их побочные эффекты у больных с этим расстройством перевешивают потенциальную пользу.
Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина. Здесь ситуация тоже не простая. По влиянию ожних препаратов данных практически нет. Другой препарат показал себя положительно в некоторых устойчивых к другой терапии случаях. А вот еще один по каким-то причинам вызывал у некоторых больных развернутые судорожные припадки. Причин судорог не удалось установить даже при детальном обследовании, поэтому назначения этого препарата при булимии избегают.
Противосудорожные препараты с действующим веществом топирамат, при приеме которых отмечается снижение аппетита и веса. Этими своими качествами они и привлекли внимание для лечения булимии. На практике дали неплохие результаты и достаточно низкое количество побочных эффектов. По эффективности своей не уступают антидепрессантам. Учитывая, что они дороже, и все-таки побочные явления у них тяжелее, чем, скажем у ингибитора обратного захвата серотонина, топирамат видимо надо, просто, иметь в виду, как вариант, если антидепрессанты по какой-то причине не эффективны.
Противорвотные препараты с действующим веществом ондансетрон, разработанные для лечения тошноты и рвоты у онкологических больных, получающих химио- или лучевую терапию. Ондансетрон предотвращает выделение серотонина из клеток в кишечнике, который в свою очередь приводит к возбуждению блуждающего нерва и к рвоте. Повышенная чувствительность блуждающего нерва, по одной из теорий, часто приводит к тому, что рвота у таких больных возникает легко и фактически становится рефлексом на введение пищи в желудок и кишечник. Т.е. препарат не дает блуждающему нерву задействовать центр рвоты.
Налтрексон блокирует эндогенные опиатные рецепторы и подавляет аппетит, а еще, возможно, предотвращает стремление к повторному перееданию и рвоте. По одной из теорий, после того, как человек наелся до отвала (а также после рвоты с полным очищением желудка), у него происходит выброс эндогенных опиатов (наркотиков). И больной вновь и вновь прибегает к такой процедуре, т.к. в момент насыщения и очищения желудка чувствует себя совершенно счастливым. Препарат не дает опиатам присоединиться к своим рецепторам и не дает развиться чувству удовлетворения. Собственно у человека отпадает необходимость переедать и вызывать рвоту, так как удовольствия уже нет. Все выглядит как бы весьма логично и красиво, и даже исследования подтвердили эффективность препарата, если бы не его высокая токсичность по отношению к печени.
Литий оказался не лучше чем плацебо (пустышка). Более того, его и без того приличная токсичность значительно повышается в условиях обезвоживания организма, которые у булимиков всегда имеют место.
Атипичные нейролептики показали себя неплохо в отношении лечения анорексии, однако существует мало исследований их действия при булимии. Калифорнийский университетский центр исследования и лечения расстройств пищевого поведения в Сан Диего показал, что низкие дозы этих препаратов эффективны в тяжелых и устойчивых к другой терапии случаях булимии. Другие же исследователи показывают, что атипичные нейролептики могут наоборот усиливать явления импульсивного переедания из-за своего активирующего эффекта. Однако идея применения препаратов этой группы при данном расстройстве является только идей экспериментального характера, еще нет данных, насколько такое применение может быть полезным и безопасным.
По материалам , May 2008 Vol. XXV №3
Автор: , врач-психиатр.
|