Судья федерального окружного суда США формально запретил размещение на сигаретных пачках изображений, призванных наглядно продемонстрировать покупателям вред курения и заставить их отказаться от вредной привычки. Соответствующее постановление было вынесено 29 февраля тем же самым судьей, который в ноябре прошлого года наложил временный судебный запрет на размещение подобных изображений. Таким образом, одна из самых эффективных мер, принятых правительством США для борьбы с курением, перестала существовать.
Предметом судебного разбирательства стали рекомендации, опубликованные Администрацией США по продуктам и лекарствам (Food and Drug Administration) в прошлом году. Они предписывали табачным компаниям в обязательном порядке размещать на сигаретных пачках и рекламных носителях большие предупреждения о вреде здоровью. Помимо текста, эти предупреждения должны были содержать изображения, демонстрирующие причиняемый курением ущерб здоровью — например, фото мужчины, выдыхающего сигаретный дым через трахеостому в горле, или фото легких курильщика.
В ответ на это некоторые крупнейшие табачные компании страны, включая R. J. Reynolds Tobacco и Lorillard, подали в суд на FDA, назвав эти изображения «чересчур откровенными и нарушающими права компаний, гарантированные Первой Поправкой». Департамент юстиции США, представляющий в суде FDA, возражает, что эти изображения являются крайне эффективным средством предупреждения курильщиков о грозящей им опасности. Такого же мнения придерживается и Белый Дом, называя изображения «соответствующими здравому смыслу и способными удержать детей от курения».
Судья Ричард Дж. Леон (Richard J. Leon) согласился, что правительство имеет право принуждать табачные компании размещать на пачках сигарет различного рода предупреждения о вреде курения для здоровья. Однако он уверен, что FDA «зашли слишком далеко», предложив размещать подобные изображения. По его словам, «эти фото не защищают покупателя от мошенничества табачных компаний, скрывающих некоторые факты о вреде курения, и не просвещают курильщика о существующих рисках. Единственная цель изображений — вызвать сильную эмоциональную реакцию покупателя, вынудив его прекратить или никогда не начинать курить. И если забота об информировании населения об опасности курения может быть признана разумной, то банальная пропаганда, призывающая не покупать определенный легальный продукт, разумной не является». От FDA пока не последовало никаких комментариев, однако президент кампании «Дети без табака» (Tobacco-Free Kids) Мэттью Майерс (Matthew Myers) назвал постановление суда «несообразным существующим научным доказательствам о вреде курения».
Ссылки по теме:
— The Washington Post, 01.03.2012
FDA потратит 600 миллионов долларов на пропаганду отказа от курения — 03.11.2011
Слишком агрессивная антитабачная реклама может оказать противоположный эффект — 24.08.2011
Фото © shutterstock.com
|