Достаточно вспомнить прошлогоднюю эпидемию ОКИ в Германии или недавний антипрививочный скандал вокруг тривакцины MMR — и станет понятна необходимость тесного сотрудничества между политиками и учеными. Теперь это стало реальностью — около 50 политиков и ученых со всего мира собрались вместе для разработки новой исследовательской программы, которая определит роль науки в государственной политике. Об этом сообщается в статье, опубликованной 9 марта в журнале PLoS ONE.
Важность использования последних достижений науки в планировании политики государства сложно переоценить. В правительствах многих стран ученые давно занимают высокие государственные посты. Например, в Великобритании, помимо Главного государственного научного советника, во всех министерствах также существуют свои Старшие научные советники. Однако, несмотря на очевидную необходимость сотрудничества, отношения между наукой и политикой часто складываются непросто, а подчас даже приводят к конфликтам. Ярким примером этому может служить многолетний спор политиков и ученых о научном понимании проблемы глобального изменения климата, а также о целесообразности использования генетически модифицированных продуктов.
Для разработки стратегии сотрудничества профессор Уильям Сазерленд (William Sutherland) из Кембриджского университета (University of Cambridge), сотрудничающий также с университетским Центром по науке и политике (Centre for Science and Policy, CSaP), создал уникальную комиссию из 52 ведущих ученых и политиков со всего мира. Среди них собраны как специалисты в области физики, биологии, экологии, медицины и социологии, так и члены правительств, неправительственных организаций и представители промышленности. Каждому из них заранее было предложено составить список вопросов, которые необходимо решить для организации полноценного сотрудничества науки и политики. Затем путем общего обсуждения и голосования был создан финальный список из 40 конкретных вопросов и задач — он также опубликован в журнале. Среди них, например, звучат следующие вопросы — как именно определять те политические проблемы, которые требуют совета ученых; насколько будет различаться сотрудничество ученых и политиков на местном, региональном, национальном или международном уровне и т.д.
Доктор Роберт Даблдей (Robert Doubleday), глава исследовательского отдела в CSaP, отметил, что впервые в истории политики и ученые собираются вместе для разработки единого совместного плана сотрудничества. Он назвал этот шаг «принципиально важным» и не сомневается в успехе этой работы. Российских политиков и ученых в составе комиссии нет.
Ссылки по теме:
— PLoS One, 09.03.2012
Фото © shutterstock.com
|