Американский психолог Ричард Харрис (Richard Harris) из Университета штата Канзас (Kansas State University) объяснил, почему после смерти знаменитостей горюют не только их близкие, но и фанаты, ни разу не видевшие своих кумиров в живую. Причиной является феномен парасоциальных отношений, который распространяется не только на реальных людей по ту сторону телевизионного экрана.
Иллюстрируя свою теорию, изучающий восприятия людьми информации, передаваемой через СМИ, Харрис приводит в качестве примера известный телесериал «Друзья», продержавшийся в эфире 10 лет. Ученый отмечает, что многие люди больше времени проводили в пусть и одностороннем, но общении с главными героями, чем со своими настоящими друзьями в реальной жизни. Отношения с вымышленными персонажами формируются по тем же принципам, что и с окружающими — через какое-то время они становятся привычными.
Проявление таких отношений часто происходит после смерти знаменитости или любимого героя. Хотя в глазах окружающих данное событие не идет ни в какое сравнение с уходом их жизни, например, члена семьи, в некоторых случаях чувства, переживаемые человеком в подобной ситуации могут быть на удивление похожи. Отсюда и появляются такие сильные реакции, какие можно было наблюдать, например, после гибели принцессы Дианы или Джона Леннона.
Впервые термин «парасоциальные отношения» был введен в начале 50-ых годов ХХ века. Однако, как отмечает Харрис, с развитием технологии этот феномен наблюдается все чаще — при правдоподобной игре актера и воздействию на сразу несколько каналов восприятия — визуальный и аудиальный — человеку все легче становится идентифицировать себя с героями фильмов и сериалов и публичными фигурами.
Ссылки по теме:
— Kansas State University, 28.06.2012
Образы знаменитостей влияют на мозговую активность их поклонников — 14.07.2010
Постер сериала «Друзья». Фото с сайта wikia.nocookie.net.
|