В виртуальной реальности возможно все, в ней вас окружает абсолютно другой мир, в котором вы обладаете совершенно новым телом. Однако человеческий мозг все равно воспринимает виртуальное тело как свое собственное. Его даже не смущают непропорционально длинные руки, в 3- 4 раза превышающие длину нормальной руки. Результаты такого любопытного исследования испанских ученых появились в журнале PLoS ONE.
Ранее считалось, что человеческий мозг «приучен» к тому, что тело человека обладает определенными размерами, которые лишь слегка меняются на протяжении жизни. Однако многочисленные исследования ученых из разных стран доказали, что мозг может достаточно быстро адаптироваться к изменению размера отдельных частей тела и даже цвета кожи — это подтверждает недавно проведенный британскими учеными эксперимент с резиновой рукой другого цвета кожи. Все большее распространение онлайн-игр и виртуальной реальности только подтверждает, что человеческий мозг способен полностью ассоциировать себя с телом, изображенным на экране.
В эксперименте ученых из Университета Барселоны (Universitat de Barcelona) приняли участие 50 человек. Им были надеты специальные шлемы для погружения в виртуальную реальность, в которой у каждого из них было свое виртуальное тело. Далее их руки положили на стол, покрытый материалом с выраженной текстурой, в то время как шлемы демонстрировали им картину, что их руки лежат на столе и щупают этот материал. То есть, водя руками по реальному столу, они видели, как их виртуальные руки делают то же самое.
Затем некоторым из участников демонстрировалось, что их виртуальные руки не касаются стола, в то время как их настоящие руки лежали на столе — и у них пропадало ощущение поверхности и оставалось стойкое убеждение, что до стола они так и не дотянулись. Затем ученые постепенно стали отодвигать стол от некоторых участников — сперва на расстояние в 2 длины руки, затем — в 3 длины и, наконец, в 4 длины, соответственно увеличивая длину виртуальных рук. И хотя в реальном мире участники не могли чувствовать под рукой поверхность стола, их виртуальные руки касались виртуального стола и без труда воспринимались как свои собственные, передавая в мозг ощущение о прикосновении к столу. Исследователи также попробовали приближать к виртуальным рукам пилу — все участники спешно отдергивали свои настоящие руки, какой бы длины они ни были в виртуальной реальности. Таким образом, ученым удалось доказать, что, несмотря на очевидную асимметрию рук, мозг игрока это не смущает, и он воспринимает эту руку как свою собственную. Это не только поможет лучше понять, как мозг воспринимает наше тело, но и помочь разработать лечение для пациентов, страдающих нарушениями восприятия собственного тела («расстройством схемы тела»).
Ссылки по теме:
— PLoS ONE, 19.07.2012, doi:10.1371/journal.pone.0040867
«Эффект новой комнаты» существует — 22.11.2011
Головной мозг работает по принципам интернета — 11.08.2010
Иллюстрация авторов исследования
|